Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 9 декабря 2012 г.

Описание собственного опыта работы.



Тема : «Развитие  мышления  в  ходе  учебной деятельности»

    Развитие и коррекция мышления ребенка- одна из самых  важных и сложных психолого-педагогических проблем. Мышление – основа обучения, потому и развитие различных видов мышления традиционно рассматривается как подготовка фундамента учебной деятельности.
    В последнее время появилось много публикаций, в которых разработаны упражнения для развития познавательных  процессов на  отвлеченном, т.е. оторванном от школьной программы материале. Действительно , развивать ребенка можно на чем угодно. Но думается, мне как учителю, выгоднее всего вырабатывать познавательные процессы именно на учебном материале.
   Как характеризовать учебную деятельность ? Обычно говорят, что это деятельность по усвоению знаний. Но это недостаточная характеристика . Это деятельность . непосредственно направленная на усвоение знаний науки и  культуры, накопленных человечеством. Предметы науки и предметы культуры - это особые предметы. С которыми надо научиться действовать. Это и является целью учебной деятельности.
  Учебная деятельность не дана в готовой форме, она должна возникнуть ,сформироваться. Ребенок должен научиться учиться. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы: прежде всего ребенка надо научить учиться. Как же осуществляется построение учебной деятельности? Процесс ее развития- это процесс передачи от учителя к ученику отдельных звеньев учебной деятельности. На начальных этапах она осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Затем ребенок учится  самостоятельно совершать отдельные учебные действия, затем – в старших классах – учится выстраивать весь процесс учебной деятельности самостоятельно. Учебная деятельность может считаться сформированной , когда в процессе обучения ученик самостоятельно ставит перед собой задачи собственного  изменения. В этом и состоит основная задача обучения – изменения ученика.
  Цель описания –показать , что любой учебный материал может стать средством развития познавательных процессов, в том числе и мышления, путем специальных вопросов и заданий, которые помогают включать в сознание ребенка учебные задачи.
  Учителю, взявшему установку на развитие у учащихся познавательных процессов –мышления, необходимо соблюдать следующие условия.
 ПЕРВОЕ -четко представлять . ЧТО он должен развивать в пределах каждого конкретного курса, при изучении той или иной темы. (Многие учащиеся имеют различную успеваемость по разным дисциплинам, так как каждый учебный предмет требует неодинаковых качеств восприятия, памяти, мышления.)
  ВТОРОЕ – знать , У КОГО развивать. Для этого необходимо:
1) знать возрастные и индивидуальные особенности  воспитуемых;
2) овладеть навыками диагностики, при помощи которой фиксируются исходный уровень развития познавательных процессов и контроль  за их развитием.
3)  Научиться расшифровывать известные в мировой практике проекционные тексты («Дом-дерево –человек», «Несуществующее животное», «Моя семья»), тест Карстена (рисование палочек за определенный промежуток времени), по которым можно получить характеристику эмоционально-волевой сферы учащегося, его отношение к окружающему, определить особенности нервной системы.
  ТРЕТЬЕ-знать, КАК, т.е. какими средствами можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включен и ученик (с подсказкой и под контролем учителя).
 ЧЕТВЕРТОЕ –не просто развивать познавательные процессы, а ВКЛЮЧАТЬ упражнения по развитию в цель любой работы на уроке, соблюдая следующий порядок: диагностика-тренировка приемов- включение в поле учебной деятельности.
  Для пробуждения  у учащихся внутренней активности- основного компонента в развитии познавательных процессов - использую следующую СИСТЕМУ МЕР.
1) Задачи, решаемые в учебном процессе, обязательно включались в сознание ребенка. Это достигалось, например, с помощью вопросов: зачем изучается эта тема? Что в этой теме тебе уже известно? Что неизвестно? Что хотел бы узнать? С чего предлагаешь начать работу?
2)  Организация урока с максимальной направленностью учащихся на поиски закономерностей, самостоятельные открытия.
3) Происходит постоянная тренировка в общении, взаимообучении. Дети включаются в активное взаимодействие друг с другом следующими видами работ: пересказ друг другу прочитанного  текста, взаимооценка устных ответов,
,взаимопроверка письменных работ, взаимосообщения на тему «Что нового я узнал (или прочитал) за выходные дни (или каникулы)
  4)  Учащиеся нацелены на творчество при выполнении не только классных, но и повседневной жизни и деятельности.
 5) Основной акцент делался на саморазвитие, самообразование и коррекцию-преодоление недостатков.
  В начальных классах   начинаем развитие с формирования простейших мыслительных навыков: умений ставить вопросы, обобщать , выделять часть из целого .из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения. Попутно идет развитие гибкости и широты мышления. Гибкость ума проявляется в умении вовремя переключаться на новые способы решения поставленной задачи, если прежние способы не приводят к успеху. Широта мышления- это умение видеть изучаемый предмет во всех связях, с учетом всех его свойств. Например, при написании слов с безударной гласной необходимо учитывать и какой частью речи является слово, и в какой части слова находится гласная, проверяемая или нет. Результатом развития гибкости и широты ума должна стать беглость мыслительных процессов, которая проявляется в умении быстро перебирать множество вариантов для решения одной проблемы.

Что  получилось у меня? Развитие мышления при изучении нового материала.
  Изучение любой новой  темы целесообразно начинать с вопросов самих учащихся: «что я знаю» об этом и «чего не знаю». Такие вопросы помогают включить изучаемую проблему в сознание ребенка, у учащихся развивается способность  отделять известное от неизвестного.
 Насколько полезно то, что получилось для детей? Незнание пробуждает желание узнавать. Когда все вопросы к тому, «что я знаю», исчерпаны , идут вопросы, на которые учащиеся не знают ответа, а хотели бы узнать. Эти вопросы звучат без ответа. Те из них, на которые предстоит получить ответ на текущем уроке, записаны на доске.
    Завершают изучение новой темы вопросы и задания учителя, основная цель которых – активизировать мышление, помочь учащимся глубже проникнуть в тему , максимально направить их на самостоятельный поиск, сделать открытие закономерностей и правил.
  Опыт  работы по развитию мышления в начальной школе показал, что у учащихся :
     1) повышается  обучаемость, дети умеют  «видеть», «слышать», рассуждать;
     2) развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал;
3)формируются начальные основы психической культуры: учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; дети  самоорганизованны, спокойны, радостны, уверены в себе.
   В перспективе планирую  вести  сводные таблицы для получения общей характеристики умения ставить вопросы у класса в целом и у каждого ученика в отдельности. «Тетрадь развития» каждого ученика, в которой  велись наблюдения за развитием у учащихся качеств мышления:
-         «Умение выделять часть из целого»;
-          «Умение обобщать»;
-          «Умение устанавливать закономерность»;
-          «Умение систематизировать материал»;
-          «Умение делать умозаключения»






Список   литературы
Грановская  Р.М. Элементы практической психологии. (Ленинград, 1988)
Ермолаева-Томина  Л.Б. «Рабочая программа развивающего обучения» (Москва,1994)
  Красило А.И. Энциклопедия практического самопознания.( Москва,1994)
 Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. (Москва, 1989)
 Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка.Младшие школьники.-(Москва,2000)
-Фридман Л.М., Кулагина И.Ю.  Психологический справочник учителя.(Москва,1991)
 Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении.(Москва,1990)

Комментариев нет:

Отправить комментарий